г. Минск, Троицкое предместье, ул. М.Богдановича, 21, 2-й этаж
телефон:(017)334-49-85 e-mail: info@artfolk.by
Подарки и сувениры
Подарки и сувениры ручной работыручной работы от лучших мастеров и художников Беларуси
Главная О нас пишут Наш сувенир. made in China vs. зроблена ў Беларусі?

Наш сувенир. made in China vs. зроблена ў Беларусі?

Наш сувенир
Лаконичная статья толкового словаря информирует, что «сувенир – художественное изделие как память о посещении каких-либо мест». На первый взгляд, все крайне элементарно: купил на курорте или на экскурсии магнит с видами окрестностей – пополнил галерею «Я там был». Вот только по прошествии некоторого времени увешанный многочисленными «притягательными» мелочами холодильник говорит о том, что его владелец чаще всего бывал в одном месте – Китайской Народной Республике. Отличающиеся названием страны или города, в остальном магниты-сувениры похожи как две капли воды – что внешним видом, что не очень художественным исполнением. Такая ли это мелочь – «изделие на память»? Что собой представляет настоящий белорусский сувенир? Какое место занимают памятные безделушки в туристической пирамиде потребностей? Ответы очевидны, но отнюдь не однозначны.

«Давайте сразу определимся – предлагает директор галереи ремесел « Славутасць » Елена Спиридонова. – Есть два вида сувениров: белорусский сувенир и vip-сувенир. Белорусский сувенир – это выполненная в традиционной технике вещица, недорогая, небольшая, транспортабельная. Vip-сувенир отличается по многим характеристикам, но в первую очередь тем, что предназначен для «особых» случаев: от юбилейных торжеств до приемов на высшем государственном уровне. Соответственно, это должна быть добротная, дорогая вещь, в авторском исполнении, не тиражная». Туристические сувениры из Беларуси ограничиваются, как правило, мелкими работами из соломки и керамики, льна и дерева – простых материалов, превращающихся в умелых руках в изящные произведения искусства. Vip-сувениры, в свою очередь, выполнены из тех же «подручных средств», но представлены уже крупными объемными скульптурами из соломки или шкатулками с лаковой миниатюрой, невесомыми чашами, изготовленными в уникальной технике сожской скани, или интерьерными керамическими композициями.

Впрочем, самое главное и в том, и в другом случае – национальный колорит, безоговорочно выделяющий любой сувенир из ряда подобных. Истина, не требующая доказательств? А как тогда объяснить «оккупацию» отечественных сувенирных развалов японскими нэцке (кто-нибудь знает славянского бога по имени Хотэй?), турецкими «синеглазками» (помнится, у белорусов немного другие средства защиты «от сглаза») или российской бижутерией (вообще без комментариев)? Создается впечатление, что на прилавках всевозможных «Городов мастеров» проще найти мейсенский фарфор, чем обварную керамику. Другая крайность – уменьшенная копия алмаза Национальной библиотеки, сувенирная тарелка с видами Минска или беловежский зубр, сделанные… в Китае! Вот с какой отрасли следовало бы начинать «крестовый поход» против импорта. Попытки разобраться в природе разгромного счета в сувенирной игре не в пользу белорусских изделий привели к двум обобщающим выводам: качественному и количественному. Сразу стоит оговориться, что «качественный» отсылает здесь не к низкому уровню мастерства, как раз наоборот, белорусские ремесленники демонстрируют виртуозное владение техникой. «Просто наши сувениры не такие яркие и разнообразные по цвету, как китайский ширпотреб, – объясняет гончар Сергей Щербо, – но именно в этом суть наших ремесел. Мы делаем традиционные белорусские предметы, а они не могут быть «кричащими» по определению». Естественно, на фоне кислотно-розовых «соломенных» панам и ядовито-зеленых пластмассовых «флейт» скромные окарины или шляпы из некрашеной соломки растворяются, как белорусский сахар в китайском чае. Массированной атаке легкой промышленности соседних и не очень стран наши мастера могли бы ответить массовым производством аутентичных изделий декоративно-прикладного искусства, если бы не одно обстоятельство. «Существует такое понятие, как авторский тираж, – излагает теорию Елена Спиридонова, – т.е. автор может изготовить однажды придуманную вещь ограниченным количеством до 10 штук. Другое понятие – авторская тема – предполагает более значительные объемы: 100, 200 или даже 300 единиц. При этом авторская тема вовсе не означает воспроизведение «под копирку» одного и того же изделия. К примеру, мастер «изобрел» кота с характерной мордочкой или своеобразным хвостиком, но каждый раз лепит фигурку по-другому, скажем, в разных позах. Называть такой процесс поточным производством вряд ли уместно».

Так что авторская работа по умолчанию не может быть массовой, а вот производство сувениров с промышленным размахом вполне способно вытеснить иностранных конкурентов с рынка. По крайней мере, потенциал в наличии. На данный момент в ГПТО «Белхудожпромыслы» входит 19 фабрик художественных изделий, «выпускающих широкий ассортимент сувенирной продукции из лозы, дерева, соломки и льна, а также высокохудожественных швейных изделий: постельного и столового белья, оконных штор и др.» Как ни печально, за штампами канцелярского языка скрываются обезличенные предметы, выполненные по единому эскизу, а значит, покупая в подарок комплект народных рушников, нельзя быть до конца уверенным, что у будущего владельца на антресолях не пылится пара-тройка аналогичных наборов. Надо сказать, что качество исполнения рушников будет на должном уровне, вот только одно поточное производство сувениров рискует в итоге ничем не отличаться от другого поточного производства. Настоящий белорусский сувенир, как и русский, и польский, и испанский, по мнению народных мастеров, должен быть с «душой», вдохнуть которую в отдельно взятое художественное изделие не так-то просто. «За каждым нашим сувениром стоит богатая история, имя мастера, – говорит Сергей Щербо, – мы ведь не просто делаем окарины или кувшины, мы сохраняем традиции. Такие сувениры всегда будут неповторимы, интересны тристу и никогда не потеряют актуальность». Не говоря уже о том, что за каждым традиционным ремеслом стоит явление народно-обрядовой культуры, и, покупая этнографический сувенир, обыкновенный турист приобретает бесценные знания другой, а часто и собственной национальной традиции.

Патриотический настрой – это, без сомнения, полезно, но есть и еще один немаловажный момент во всей новейшей сувенирной истории. В Беларуси по-прежнему нет узнаваемого, как матрешка в России или Эйфелева башня во Франции, символа, который можно было бы умножать в различных вариациях. К сожалению, когда речь заходит о предмете, а не о материале, из которого он сделан, тема разговора становится проблемой.

Дело не в том, что их – символов, достойных быть увековеченными в сувенирах, – не существует в природе. Василек, зубр, тот же «алмаз знаний», аист, Коложская церковь, «Замковый пояс» и слуцкие пояса, драники в конце концов – эта музыка может быть вечной. Загвоздка в том, что появление общенационального сувенира, выражающего саму идею Беларуси, возможно одним из двух способов. Первый – идеальный – предполагает рождение символа из духа нации. Правда, необходимое минимальное условие – четкое осознание самой национальной идеи. Увы, пока более реальным видится второй способ, а именно «насаждение» светлого образа административными методами. Жестко, но при общей пассивности белорусов лет через десять он, подобно турецкому тюльпану, будет приниматься как само собой разумеющееся. Есть еще и третий путь: все без исключения ремесленники начнут на разные лады из различных материалов производить, предположим, картофельный клубень, и включится отлаженный механизм спроса и предложения. В условиях отсутствия альтернативы туристам не останется ничего другого. Сначала, конечно, будет «неяк няёмка», а потом привыкнут. Дело-то житейское.

Топ-5 белорусских сувениров

В ожидании светлого сувенирного будущего можно попытаться определить лучшее из имеющегося. Разумеется, составить абсолютно беспристрастный рейтинг самыхсамых белорусских сувениров едва ли под силу даже самым-самым непредвзятым критикам. Зато определить наиболее популярные и массовые сувениры (вернее, «сырье») не составило особого труда, результат которого представлен ниже в алфавитном порядке.

Водка и шоколад. При умелой подаче «чарка и шоколадка» совершенно легко превращаются в востребованный сувенирный бренд. Особенно, если «раскручивать» в статусе национальной известную торговую марку водки с твердым знаком на конце. Иностранным туристам, конечно, невдомек, что в белорусском алфавите нет такой буквы, зато безобидное прозвище в названии и «типичный» представитель народа на этикетке явно сообщают хорошее настроение, вот и везут сорокаградусный презент как истинно белорусский. Продуктом-спутником водки в наших широтах обычно становится шоколад. Не швейцарский, конечно, но обязательно с каким-нибудь отличительным названием вроде «Беларуская спадчына» или «Белая Русь».

Дерево. Перечислять все сувениры из дерева, которые доступны белорусам и гостям белорусской земли, процесс такой же длительный, как превращение желудя в столетний дуб. На ремесленных ярмарках можно купить, похоже, все что угодно: от обыкновенной ложки до мебельного гарнитура. И лишь немногие знают, что древесина – отличный материал не только для кухонной утвари и резных шкатулок. Около двадцати лет назад мастер Владимир Цикунов возродил редкое ремесло, получившее название по аналогии с видом ювелирной техники, – сожская, или гомельская скань, где основой для ажурных узоров служит не проволока из драгоценных металлов, а древесная стружка, снятая тонкой-тонкой ленточкой и поставленная на торец. Невообразимой легкости кружевные шедевры не поддаются описанию и по праву возглавляют список эксклюзивных сувениров. «Сожская скань не просто стоит ступенькой выше, она на несколько пролетов опережает все то, что сегодня делается в Беларуси», – уверена Елена Спиридонова.

Керамика. Способов обработки глины в Беларуси, наверное, насчитывается столько же, сколько видов кувшинов умеют делать белорусские мастера. Чаще других на ремесленных просторах можно встретить предметы из рыжей, черно-дымленой и обварной керамики. Изготовленные по древним технологиям, современные горшочки выдерживают и жар настоящей печки, и излучение микроволновки, что безмерно радует интуристов, предвкушающих наслаждение гастрономическими изысками из экологически чистой посуды ручной работы.

Лен. Поговаривают, одежду изо льна носили египетские фараоны и русские цари. Данный факт мог бы стать платформой для отличной рекламной кампании белорусского льна: «Почувствуй себя монархом в одежде Оршанского льнокомбината!» Если серьезно, то белорусский лен, безусловно, в рекламе не нуждается. Туристы чуть ли не оптовыми партиями скупают расшитые национальными узорами рушники, предметы традиционного и современного костюма, а также кукол в национальных одеждах и прочие незамысловатые поделки из необработанного льна.

Соломка. Все современные ремесленники единогласны во мнении, что соломка – настоящее «белорусское золото» и даже «бриллиант №1». «Так, как владеют техникой объемного соломоплетения наши мастера, не владеет больше никто в мире», – говорит Елена Спиридонова. Поражают и цветочные композиции, будто сотканные из тончайших золотых нитей, и сложные скульптуры, лучшие из которых украшают интерьеры Белого дома в Вашингтоне и Букингемского дворца в Лондоне. Из соломы плетут и совсем крошечные звезды-обереги, и «паучков», и национальных кукол, и свадебные венки, и зубров практически в натуральную величину. А в последнее время к этому многообразию добавилась еще и соломенная аппликация, мельчайшие детали которой выкладываются, например, на крышке шкатулки с ювелирной точностью.

Автор: Татьяна ЧУДАК

Приглашаем Вас посетить залы наших галерей, где Вы сможете приобрести уникальные подарки и удивительные белорусские сувениры ручной работы. Ждём вас по адресу Коммунальная набережная, 6б и Богдановича, 21, 2й этаж.

 

Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Внимание

На сайте представлены образцы авторских работ и их ориентировочные цены. О наличии того или другого изделия - обращайтесь по тел.
(017) 334-49-85
или по адресу:
info@artfolk.by

Галерея работ:

Белорусские сувениры
Медали и плакетки
Вышиванки
Изделия из соломки
VIP-сувениры из бересты
VIP-сувениры из натуральной кожи
Панно с народной тематикой
VIP-сувениры: достопримечательности
VIP-сувениры: Сожская скань
Магниты
Куклы
Обереги
Майки
Колокольчики
Лаковая миниатюра
Музыкальные инструменты
Для вашего дома
Гобелены
Панно
Ковка, металл
Керамика
Стекло, фьюзинг
Чашки и чайники
Панно "Первый шаг"
Лозовая мебель
Шкатулки
Артнаив
Часы
Флористика
Миниатюра
Пивные кружки
VIP подарки
Изделия из кожи
Изделия из бронзы
Сожская скань
Сервизы
Изделия из дерева
Блюда
Шахматы
Белорусский лен

Вышиванки
Чайные комплекты
Скатерти
Современная одежда
Обереги и куклы
Ручники тканые и вышитые

Картины
Абстракция
Архитектура
Городской пейзаж
Коллаж
Натюрморт
Пейзаж
Портреты и образы
Цветы
Авторские куклы
Коллекционные
Народные
Техника "Валяния"
Игрушки из бисера
Игрушки из дерева
Авторские украшения
Кожа
Бисер
Металл
Дизайн
Ландшафтный
Интерьер
Одежда
Иконы
Живописные иконы
Скань
Открытки
Живописные
Флористика
Открытки из батика
Аппликация
Роспись по шелку
Платки
Палантины
Шарфы
Блузы


Галерея ремёсел "Славутасць"

 

Галерея "Славутыя майстры"

 

Майстэрня "Шляхетны Падарунак"

Адрес: Минск, ул. М.Богдановича 21, 2й эт.
Телефон: +375 17 334-49-85
Время работы: Будние дни:
с 10.00 до 19.00
Суббота, Воскресенье:
с 10.00 до 17.00
Адрес: Минск, Троицкая набережная 6
Телефон: +375 17 283-28-25
Время работы: Будние дни:
с 10.00 до 19.00
Суббота, Воскресенье:
с 10.00 до 17.00
Адрес: Минск, Верхний город, ул.Кирилла и Мефодия 8
Телефон: +375 17 366-62-23
Время работы: с 10.00 до 19.00
Понедельник, Вторник: выходной
Мы в Google+
Мы ВКонтакте
Найди нас на Facebook
Следите за нами в Twitter